Я понимаю, что это форум конкретного гарнизона, но ведь наверное для большинства из нас этот аэродром не единственное место службы. Как правильно заметил Игорь, то состояние, в котором находится большинство аэродромов, можно назвать "бесхозяйственность и наплевательство". Домне в этом плане повезло, аэродром там продолжает использоваться по своему прямому назначению. Но не везде так. И начну я с аэродрома своего родного города, хоть он и сугубо гражданский, но с него я впервые в своей жизни поднялся в воздух. Правда, только в качестве пассажира. Тогда с Измаила летали в основном Ан-2 и Як-40, на Киев, Одессу и в село Приморское на берегу Черного моря.
*Фото из личного архива
Аэропорт оставался жив довольно долгое время, и уже в годы незалежности с Измаила производились рейсы в турецкие Чорлу и Сабиху, и в украинскую столицу, чартеры в Стамбул и Варну, а годовой пассажиропоток составлял свыше 10 тысяч пассажиров. Однако, время идет и сейчас Международный аэропорт "Измаил" числится в перечне наибольших должников. Ко всему этому в 2009 году у предприятия истек срок действия лицензии на осуществление полетов, что привело к фактическому прекращению его деятельности, а обещание экс-министра транспорта Иосифа Винского вернуть его в государственную собственность испарилось в воздухе, как и должность министра. Однако областная власть средств на ее продление не выделила, а поисками инвестора для развития аэропорта сильно не заморачивалась. Во время приезда Генконсула Российской Федерации Александра Грачева в Измаил вопрос развития аэропорта был в числе посещенных гостями объектов, однако не более того. Поэтому сегодня измаильчане помнят об аэропорте лишь благодаря автоклубу "Экстрим", который открылся 18 июля 2010 года и использует взлетную полосу площадью 72 тысячи квадратных метров и грузоподъемностью 60 тонн в качестве трассы для автогонок.
В городе Ахтырка с 1968 г. базировался 809 учебный авиационный полк ХВВАУЛ. Аэродром был закрыт в 1999 году. На территории остались КПП, казарма и столовка. ВПП растащили. Остались только немного ЦЗТ и часть рулёжки. Летал, и первый раз поднялся в небо САМ, именно на этом аэродроме в сезон лета 1981 г.
«КРЫЛЬЯ РОДИНЫ… УЛЕТЕЛИ. ВЕРНУТЬСЯ ЛИ?» №40(137) от 1.10.1999 г.
День 24 сентября 1999 г. выдался чисто осенним:
[cut]тихое, безветренное утро, густой туман. Город проснулся, и население занялось привычными делами. По городу забегали автомобили, пешеходы спешили по своим работам. За повседневной суетой немногие подняли взгляд в небо, услышав, такой знакомый и привычный рев самолетов, к которому уже привыкли за долгие годы, который уже стал таким родным. И как ни горько об этом говорить, но факт остается фактом: 24 сентября ахтырчане слышали и видели самолеты над городом в последний раз. Уже давно всем известно, что наш аэродром подлежит расформированию, что большая часть самолетов уже улетела на другие аэродромы. И вот последний перелет. В этот день даже погода не радовала. Густой туман, видимость минимальна. Лица летчиков и технического персонала сосредоточено серьезные. Привычных шуток-прибауток не слышно – сегодня улетают крайние шесть самолетов. Режет слух сочетание слов «в последний раз». Казалось, даже самолеты почувствовали разницу и грустно ожидали своей участи. Все разговоры об одном и том же: улетят или нет? Но часам к десяти туман постепенно рассеялся, и ответ на этот вопрос стал очевиден. Стоянка пуста – только сиротливо стоят шесть самолетов, из которых пять, полетят на другой аэродром продолжать летать, а один – под номером 18 – будет служить учебным пособием для обучения курсантов авиационно-технического училища. Хотя, пройдет несколько лет, и все они станут цветным металлом – время неумолимо и ресурс самолета не бесконечен. Вряд ли самолет Л-39 побьет рекорд долгожителя АН-2, который эксплуатируется с 1948 года. Л-39 постигнет участь самолета Л-29, который можно увидеть в с. Куземин, куда он «приземлился» на вечную стоянку. Аэродром – как после пробежавшего торнадо. Железные аэродромные плиты почти повсеместно демонтированы, от них остались только отпечатки на земле, которые смоет ближайший дождь. На заправочных колонках от колодца торчат остатки труб, по которым недавно подавалось топливо для заправки. Сами колонки разобраны и сданы на склад. В здании тренажеров мебели уже нет и книги лежат на грязном полу, телефон боком сиротливо примостился на подоконнике. А ведь совсем недавно, несмотря на то, что отопление здания не работает уже три года и зимой температура опускалась ниже нуля, здесь был какой-то уют. Из швов, между бетонными плитами начала пробиваться трава и на следующий год вырвется на свободу. Постепенно зарастет аэродром, сотрутся в памяти и ГИМО в 1984 году, и черные вторники 1985 – 86 года, и полеты в три смены, и многое другое, что именуется жизнью. Ведь без полетов, без самолетов – аэродром всего лишь кусок бетона длиной два километра на теле Земли. Грустно, печально. Досадно от того, что ничего сделать не можешь. Все начертано еще в 1991 году, в августе месяце, 19 числа. Взлет разведчика погоды, такой привычный, сегодня какой-то торжественный. Последние приготовления, фотоснимки на память. Такая до боли знакомая всем атмосфера расставания. Да, самолет – груда металла, но у летчиков и техников – почти живое существо. У каждого свой характер, нрав, свои достоинства и недостатки. Сколько раз техники провожали их взглядом при взлете и встречали при посадке. Помните, опытный техник в фильме «В бой идут одни старики» поучал молодого, только прибывшего: «Знаешь, что самое трудное в нашем деле?.. Самое трудное – это ждать.» Увы, ребятам, отдавшим многие годы этому аэродрому, воспитавшим сотни летчиков, больше ждать некого и нечего. И, несмотря на то, что еще не выветрился с аэродрома запах отработанных газов, что еще вращаются антенны РЛС и по территории ездят машины, все равно -–аэродром умер. Умер в тот момент, когда от его взлетной полосы оторвалось колесо крайнего самолета. Очень хочется верить, что у руководства страны все же найдется возможность сохранить хотя бы то, что осталось от авиационной базы. Иначе, спустя несколько лет нам придется начинать все с нуля. Что имеем – не бережем, а потеряем – плачем. Через год взлетную полосу нельзя будет узнать, а через несколько лет она вряд ли будет подлежать восстановлению. А ведь военный аэродром – стратегический объект. Паровозы храним, а аэродромы уничтожаем. Трудно назвать это дальновидной политикой. [/cut]
Последний круг Над памятью своей, Последний круг, И завтра нет полетов
Не будет ни бетонки, Ни рулей Списали, как изъяли, Из пилотов.
Как могли, облагораживали территорию, вот, даже деревья сажали:
Бетонная полоса заросшая бурьяном существует до сих пор. Говорят, что строили аэродром немцы во время войны. Сейчас существует только полоса, но были наземные и подземные сооружения, строили наши пленные. В 70-80 г.г. там был учебный аэродром с бетонной полосой и прочие хозпостройки. В шальные 90-е всё это разобрали а немецкая бетонка существует, её пробовали ковырять техникой но не смогли, нужно было только взрывать, вот и не тронули. Новую полосу из плит рядом положили. Потом эти плиты разобрали и ими рынок Барабашова в Харькове выложили. А бетонка немецкая стоит. В советские времена, рядом с населенным пунктом был расположен военный гарнизон, состоящий из авиационного полка, батальона связи и батальона обслуживания, которая относилась к Харьковскому высшему военно воздушному учебному заведению. Эксплуатировалась взлетно-посадочная полоса (2600 м.) для полетов учебных самолетов марки Л-39 "Альбатрос".
К сожалению, мне не удалось найти сегодняшние фото этого аэродрома, вот, только снимок из космоса:
Сообщение отредактировал PECHKIN - Пятница, 25.11.2011, 17:26
Если базовые аэродромы Харьковского ВВАУЛ пришли в запустение, то что уж говорить о лагерных... Аэродром Левковка, летал там в 1983 на 3-м курсе, первый раз на МиГ-21. Что осталось сегодня от него, это на фото из архива Андрея Коровина, комментарии его же:
Руины на месте аэр.Левковка. Летное поле вообще снимать не стал, так как там все перепахано, и ни малейшего следа ВПП.
За моей спиной - место, где была курсантская казарма. Даже фундамента не осталось!
Отличная тема! Покажу чуть позже фотки нами оставленных аэродромов бывшей СГВ.Тоже многие служили,а сейчас одна тоска там! Александр 733 бап ,125 орап 1982-1989 годы
PECHKIN, Да,ломать не строить. А нынешняя наша власть,это разрушители,но никак не созидатели. К сожалению.http://images.esosedi.ru/panoramio/1355551/index.html#lat=60665083&lng=29175214&z=17&v=2&mt=2 А это Вещево. Роман Барышников 733 бап 1982-1987гг.
Возжаевка, 293-й ОРАП, в,ч 21379, Белогорский район, Амурская область Проходил службу в 84-89 годах. Тогда это был большой гарнизон, много армейских частей и на аэродроме базировалось два полка: разведчиков и бомберов. В настоящее время, насколько мне известно, там осталась только авиационная комендатура.
мои однополчане, этой осенью. Лучшие годы службы прошли здесь
Все что можно было разобрать - разобрали
Летно - техническая столовая
Один из ДОСов в гарнизоне, там сейчас много таких
Сообщение отредактировал PECHKIN - Пятница, 02.12.2011, 00:33
Альштедт,округ Галле в бывшей ГДР ( т.е. ГСВГ, она же ЗГВ). Здесь стоял 294-й отдельный разведывательный авиационный полк, в котором я проходил службу на Су-17М3Р в 1990-1991 годах. Не сказать, что аэродром так уж заброшенный, плиты на месте, видать немцам ни к чему обустраивать рынки, но самолеты там уже не летают. Хотя, в случае чего, можно привести его в рабочее состояние. В настоящее время предприимчивые немцы устраивают там дискотеки в капонирах. Звук действительно, там наверное хороший.
Ну а сам аэродром, вот он:
КДП
КПП в жилую зону
КПП на аэродром (они были по разные стороны трассы)
Домик ИАС 1-й АЭ
Старт и КПИ
Один из капониров
Сообщение отредактировал PECHKIN - Пятница, 09.12.2011, 01:37
Единственный из действующих аэродромов, на которых я проходил службу - это Домна, поэтому про него писать не буду. Пусть как можно дольше он используется по своему прямому назначению!
А вот, после Домны, крайнее место службы - это Лиманское, село в 70 км от Одессы, на границе с ПМР. Там находится некогда один из лучших военных аэродромов бывшего СССР. Бывшая в/ч 06855. 827 ОРАП и 161 ИАП. Разведчики летали на Су-17М4Р и Су-17М3Р, у истребителей - МИГ-29. Уникальная ВПП – 3 км длина и 60 м ширина. Отличная светотехника, в т.ч. и «бегущая волна». Аэродром законсервировали в 2004-м. Сушки вывезли в Одессу, на Одесский авиаремонтный завод, полк уменьшили до эскадрильи, а потом вообще расформировали. МИГи постигла та же участь. С аэродрома тащили все что можно – выкапывали кабеля, уничтожали ВПП. Кранами выкорчевывающие огромные плиты ВПП. Сама ВПП находилась в ужасном состоянии. Кабель-колодцы вскрыли, все кабеля, а также светотехнику растащили. Наловчились даже снимать огромные ворота с капониров.
МиГ-23 на постаменте
Когда-то здесь служили, сначала СССР, потом Украине
Капониры
Штаб части
Рулежка
Справедливости ради надо сказать, что аэродрому удалось возродиться, правда уже в качестве гражданского.
И сейчас это уже международный аэропорт "Лиманское", предназначен для обеспечения международных и внутренних грузопассажирских авиаперевозок. Предназначен для обслуживания внутренних и международных авиарейсов. Аэропорт обеспечивает взлет и посадку гражданских, государственных и частных воздушных судов (ВС), ВС спортивного назначения (включая легкие и сверхлегкие летательные аппараты), а также ВС других ведомств (правда только днем). Самолеты летают в Николаев, Москву, Стамбул.
Взлетно-посадочная полоса: длина 2500 м, ширина 45 м с укрепленными обочинами по 17,5 м (монолит-бетон). Имеется возможность принимать воздушные суда со взлетной массой 350 т. Действующий сертификат аэродрома (до 2012 года).
Сообщение отредактировал PECHKIN - Вторник, 13.12.2011, 16:13
Да многие аэродромы в таком состоянии,к сожалению. От дальнего востока и до "дикого" запада. А самое страшное то,что это ассоциируется,(у меня по крайней мере),с общим состоянием страны в целом. А как хотелось бы видеть Родину сильной и процветающей! И что бы люди радовались жизни! Роман Барышников 733 бап 1982-1987гг.
PECHKIN, А в лучшую сторону ситуация вряд ли уже изменится,ибо авиатехника разграблена уже до такой степени,что даже внешний её вид не восстановить пожалуй,а о состоянии летной годности уж и говорить не приходится,а ведь это наша история! Роман Барышников 733 бап 1982-1987гг.