120-й ИАП Мары
Я, Калмыков А.Н. сердечно приветствую весь личный состав 120 ИАП, участвовавший в нашем грандиозном перелете на авиабазу в Мары в 1982 году с 25 февраля по 17 марта под руководством командира полковника Антонца В.М. Всего в перелете участвовало 40 экипажей (40 боевых самолетов). Маршрут перелета: Домна-Канск-Семипалатинск-Талды-Курган-Мары. Прибыли в Мары (по летной книжке) 27 февраля 1982 года, а 2-го марта начали полеты.
120-й ИАП 23 ВА представил на проверку 40 летчиков – из них 37 (!) – первого класса и 3 летчика-снайпера, т.е. уровень подготовки был самый высокий на тот период во всей истребительной авиации ВВС СССР.
Руководство базы проявило недоверие и лично проверили удостоверения личности каждого летчика и летные книжки – искали «подставу» из других полков, но все было по-честному.
Полк проверялся по следующим вопросам:
- техника пилотирования
- боевое применение (отстрел ракет и стрельба по мишени Ла-17)
Стрельба по Ла-17 велась ракетами в переднюю полусферу под 4/4 и в заднюю полусферу на фоне земли.
Отдельная задача- стрельба на поражение из пушки по мишени –Ла-17.
Надо сказать, что опыт стрельб из пушки по Ла-17 был в целом по ВВС негативный. Если в результате стрельбы в мишень попадали, то атакующий самолет глотал осколки мишени с последующим отказом двигателя. Дистанция стрельбы зачетная 600-300 м, т.е. практически под 0/4.
Поэтому экипажи, определенные на выполнение этой задачи, на базе назывались «камикадзе» - по этой причине и было решено, что задачу будет выполнять звено управления полка: п/п-к Калмыков А.Н.- м-р Цаплин А.Я., м-р Калашников Б.И. - к-н Митрошин В.В.
По заданию атаку должны были выполнять два звена, но по моему предложению мы убедили руководство базы, что наиболее удобно выполнить задачу парами- с нашими доводами они согласились и мы занялись непосредственной подготовкой к этому полету.
Подготовку проводили на аэродроме: кроме отработки задания в тетрадях, на аэродроме были выставлены по нашей просьбе мишень Ла-17 и на дальности 300 и 600 метров боевые самолеты – понятно, что это проводилось с целью визуальной тренировки определения дальности до цели с разных ракурсов. Надо сказать, что наша такая тренировка вызывала ехидные улыбки не только у летного состава базы, но и у части наших летчиков, но я был непреклонным и считаю, что такая тренировка очень помогла в качественном выполнении полета на стрельбу.
Вечером после ужина мы с Цаплиным А.Я. договорились, что выполнять поставленную задачу будем в следующем порядке:
- нас парой наводят на цель
- после обнаружения цели я становлюсь справа на удалении 200-300 м от мишени,
- а Яковлевич атакует -он выбрал атаку в режиме работы прицела «автомат». Самолет у него был –борт №01 (на нем летал командующий ВА – прицел был отюстирован и пристрелян
Справа я становился с целью контроля дальности до цели от атакующего и стрельба велась по моей команде.
Если цель не будет сбита – я перехожу к атаке в режиме прицел «непод» по коллиматору.
Вторая пара м-ра Калашникова Б.И. находилась в зоне ожидания и наводить на цель ее должны были, если мы с Цаплиным А.Я. не добились бы успеха.
На следующий день 12.03.1982 я летал на разведку погоды – если память не изменяет с п/п-ком Демидовым В. – замом по летной подготовке авиабазы Мары. Мы вместе с ним служили в Альтес-Лагере ГСВГ (16ВА) – он командир эскадрильи и я командир эскадрильи. Так что, вместе выполнив полет на разведку погоды и обсудив ее результаты, мы подготовили предложения по варианту выполнения полетов – полеты на боевое применение по воздушным целям. Метеоусловия были простые – безоблачно, но дымка до высоты 6-8 км с видимостью 6-8 км.
Я доложил п-ку Антонцу В.М. о результатах разведки погоды и предложил выполнять полеты по плану боевого применения. Предложение было принято и решение на полеты командир базы утвердил.
Все мишени ракетами были поражены в соответствии с заданием.
Подошло время и нашего полета – мы выполнили взлет парами и разошлись парами же в зону ожидания. Ла-17 запустили по штатной схеме и вывели в зону стрельб. КП выполнило наведение моей пары на цель в заднюю полусферу. Цель обнаружили без проблем – она хорошо просматривалась на фоне горизонта. Высота цели была 4000 м. Я доложил на КП, что «Цель наблюдаю - разрешите работу». Мне дали разрешение и мы, выполнив сближение, заняли исходное положение согласно нашему замыслу. Я встал справа, мой ведомый на дальности 800м. По моей команде «Давай!» он начал атаку, в процессе сближения его с целью я визуально наблюдал и оценивал дальность – на дальности около 300 метров я дал команду «Огонь-выход!». Цаплин А.Я открыл огонь - я наблюдал вспышки выстрелов пушки и сопроводил взглядами трассу – снаряды ударили в левое крыло мишени и отрезали 1/3 плоскости. Мишень Ла-17 резко сделала бочку влево и начала вращаться со снижением. Я доложил - «303, мишень сбита!» - в ответ п-к Антонец – «303, не горячись» - я встал в левую спираль и стал наблюдать за мишенью – она вращалась и развалилась на две части, после чего ударилась о землю – поднялось облако пыли. Я доложил, что мишень на земле – перевел самолет в набор и произвел стрельбу в режиме «отсечка» в сторону солнца (18 снарядов). Запросив место Цаплина, я взял курс на аэродром. Посадку произвел первый. Проверяющие стали снимать средства объективного контроля, осматривать пушку ну и т.п.. А в это время ведомый мирно прорулил на свою стоянку, а т.к. его самолет стоял на много дальше к нему никто из проверяющих не подходил. Нашу военную хитрость они раскусить по определению не могли. Инженеру по вооружению м-ру Колосу я сказал, чтобы срочно на самолете Цаплина перезарядили пушку, сняли ФКП и никому их не показывать!
О результатах полета я доложил командиру, т.к. он был не один, то докладывал так, как это виделось с КП, а после окончания полетов я ему один на один доложил, как мы на самом деле сбивали мишень. Он, конечно, был немного ошарашен, но сказал, что до Домны версия не изменится.
Надо сказать, что полеты выполнялись 12 марта 1982 года, а как я позднее узнал, 11 марта 1982 года МО СССР подписал приказ о моем назначении на должность командира 120-го ИАП. Но сказали мне об этом официально только по прибытии в Домну.
Так что вот таким образом мы с Цаплиным А.Я сражались в небе Маров за достойную оценку 120-го ИАП.
Еще раз всем большое спасибо, кто помнит наши летные будни. Отдельно благодарю за совместную работу п-ка Цаплина А.Я., который отлично летал и был одним из лучших моих ведомых. Доставляло огромное удовольствие летать с ним в паре – подготовка к полету обычно была краткой – пока шли к самолету мы обговаривали особенности выполнения полета. Весь сложный пилотаж, какой только возможен на МиГ-23МЛД мы с ним выполняли парой, и не было случая, чтобы он потерялся! Но это мои впечатления, а как было ему со мной только он знает!

Желаю крепкого здоровья и удачи всем однополчанам!!!
п-к Калмыков А.Н.

Источник: воспоминания отца

Категория: История части | Добавил: KOA (20.02.2009) | Автор: Калмыков Олег Александрович E
Просмотров: 4901 | Комментарии: 2
Всего комментариев: 2
2   [Материал]
Да!!Спасибо за подробности! Мы-то технари готовили технику на земле и о таких подробностях нам никто не сообщал.Сказано-снять ФКП и пленку "засветить"-сделано,а зачем-тайна командира!

1   [Материал]
Спасибо! Прекрасный материал,прекрасные воспоминания!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]