733 Бомбардировочный авиационный полк был сформирован в г. Староконстантинове в 1954 году. В 1968 году, в связи с обострением обстановки на советско-китайской границы полк был передислоцирован на аэродром Домна. С 1968 года полк входил в состав 23-й воздушной армии (ВА) - штаб - г. Чита, в 1981 году его переподчинили 30-й ВА ВГК (Верховного Главного Командования) со штабом в г. Иркутске. До 1982 года полк считался отдельным (что, однако, не было отражено в его названии) и подчинялся непосредственно командующему ВА, а в 1982 году вошел в состав 12 БАД (бомбардировочной авиационной дивизии). Кроме него в состав дивизии вошли - 21 БАП и 2 ГБАП (оба - ст. Джида). В 1984 году 21 БАП был передислоцирован в гарнизон Бада. В 1985 году полк был возвращен в состав 23 ВА, которая к тому времени была преобразована в авиацию ЗабВО. В 1997 году 733 БАП был расформирован. В 1977 году 23 ВА командовал генерал-лейтенант Корочкин. В 1978 году командующим стал генерал-майор, позже г.-л. Дмитриев. В 1981 году командующим 30 ВА ВГК был генерал-полковник Безбоков (участник ВОВ), главным инженером ВА - Недовесков. В 1974-1978 гг. командиром 733 БАП был п/п-к (п-к) Кухаренко (позже зам. командира и командир дивизии на Дальнем Востоке - штаб в Хурбе) В 1978-1982 гг. командиром стал п/п-к (п-к) Ветровой (уехал на зам. командира дивизии в СГВ) В 1982-1984 гг. его сменил п/п-к (п-к) Мягков (уехал по замене в ГСВГ). Ныне покойный (со слов п-ка Мухина - в 1991 или 1992 г.) С 1984 по (?) командир полка - п-к Стадник. С момента образования в 1968 году по 1974 год полк имел на вооружении фронтовые бомбардировщики Ил-28. 10-12 машин продолжали храниться вплоть до 1983 года на территории 1 АЭ. Летчики полка летали на них в 82-83 гг. в периды, когда полеты на Су-24 были запрещены. Акты на списание Ил-28 были подписаны в 1983 году. Хорошо помню это, т.к. сведения о них (налет, остаток ресурса, наработка двигателей и т.д.) заносились в разнообразные формы отчетности и регулярно отсылались в дивизию и ВА. Помню даже даты выпуска: самый старый - 1953 год, самый "молодой" - 1956 (или 1957). Видимо, в Староконстантинове при формировании полк получал их с завода. В 1974 году полк переучился на Су-24. Первые четыре машины были приняты в Черняховске, 34-й борт (0315304 - заводской номер), 35-й (0315405), 61-й и 67-й. Первые два самолета были 3-ей серии, 35-й был "лидерным", его первым и ремонтировали в Шауляе в 1982 г., вторые два - 6-ой серии. Насколько я помню, Черняховск сбагрил тогда, в 1974, еще более старые изделия в Хурбу (два 2-ой серии). Остальные самолеты полк получал на заводе в Новосибирске в 1975-76 гг. Это была 9-я, 11-я и 13-я серия. В 1982 году два самолета полк принял в Воронеже. В 1983 году 10 самолетов были переданы в Степь, а в Новосибирске полк получил 10 Су-24М. Кроме того, одно время за полком числился Ан-14 "Пчелка", он стоял на территории 3 АЭ. Летать на нем не летали, но все оборудование и двигатели были исправны и имели запас ресурса. Держали его "на всякий пожарный", вдруг прилетит какой-нибудь генерал и захочет поохотиться? Так говорил ветеран полка - прапорщик Слипчук, он стоял на должности бортмеханика этой самой "Пчелы", получал все положенное ему по должности как относящийся к летному составу и очень этим гордился. Но году в 83-84 самолет списали, радиостанция, кожанные кресла что-то еще из принадлежностей самолета растворились у членов армейской комиссии, а Слипчук лишился предмета своей гордости. |